Комитет по культуре провел "круглый стол"

Новости20 октября 20170
19 октября Комитет Государственной Думы по культуре провел «круглый стол» на тему «Правовой статус историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов: совершенствование законодательного регулирования».
Комитет по культуре провел "круглый стол"

Перечень историко-культурных музеев–заповедников и музейных комплексов утвержден Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля  1915 года № 176, по которому они отнесены к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Указ фактически опирался на нормы, установленные Законом РСФСР 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры».

Вопросы сохранения включенных в перечень историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов подпадают одновременно под действие двух Федеральных законов - Федерального закона от 26 мая  1995 года  № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и  Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». 

И если правоприменение Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» практически не вызывает вопросов, то практика применения положений Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» такие вопросы вызывает, и обусловлены они несколькими причинами.

В первую очередь, Указ Президента Российской Федерации № 176 не содержит пообъектного состава указанных в нем историко-культурных музеев-заповедников, при этом на их территориях располагаются не только памятники истории и культуры, но также здания и сооружения, не обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, обеспечивающие повседневную деятельность музеев-заповедников как учреждений культуры, в том числе, пункты общественного питания, объекты транспортной и туристской инфраструктур.

Отсутствие конкретного пообъектного состава историко-культурных музеев-заповедников подразумевает, что требования законодательства об объектах культурного наследия в равной степени должны применяться как к объектам культурного наследия, так и не к памятникам, расположенным на территориях музеев-заповедников, что влечет за собой значительные расходы на мероприятия по их сохранению, предусмотренные 73-м Федеральным законом и вряд ли оправданно.

При этом наличие у включенных в Указ Президента Российской Федерации историко-культурных музеев-заповедников также статуса музейного учреждения не позволяет зарегистрировать их в едином государственном реестре объектов культурного наследия в принципе.

Наличие указанных проблем не освобождает органы охраны объектов культурного наследия от необходимости осуществлять в отношении таких объектов культурного наследия меры по их государственной охране и государственному надзору за соблюдением требований законодательства об объектах культурного наследия.

На сегодняшнем «круглом столе» Комитет по культуре предложил обсудить  возможные пути выхода из сложившейся правовой коллизии, в том числе в дополнительном законодательном урегулировании вопросов государственной охраны историко-культурных музеев-заповедников и их регистрации в реестре объектов культурного наследия.

Комитет предложил рекомендаций, которые предлагалось принять по итогам «круглого стола». Суть заключается в поддержке концепции подготовленного рабочей группой при Комитете по культуре для решения заявленных вопросов проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».