Елена Драпеко выступила на пленарном заседании Госдумы

Новости17 мая 20170
17 мая в Государственной Думе в ходе "правительственного часа" с информацией выступил Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступила Елена Драпеко.
Елена Драпеко выступила на пленарном заседании Госдумы

Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" признаёт работу Министерства культуры удовлетворительной и готова поддерживать его законодательными инициативами. Если оценивать то, что мы сегодня прослушали в докладе министра, как работу министерства, то это один счёт. Но Станислав Сергеевич уже упомянул: 1 сентября прошлого года согласно федеральному закону в Государственную Думу поступил государственный доклад Правительства Российской Федерации о состоянии культуры в России. Этот доклад мы просили обсудить в этом зале публично для того, чтобы прослушать всё то, что мы сегодня услышали в вопросах, замечаниях фракций. Если оценивать проведённую работу Минкультуры, исходя из его ресурсных возможностей и данных ему в рамках Правительства полномочий, то мы, безусловно, отмечаем успехи этого министерства по количеству мероприятий, по достижению целевых показателей, это и рост заработной платы, но в федеральных учреждениях культуры, это увеличение количества посетителей в театрах, музеях, цирках, зрителей в отечественном кинематографе. Я думаю, что особо надо отметить усилие министерства по созданию масштабных проектов в области информационной доступности достижений отечественной культуры. И, пожалуй, мне самый симпатичный проект, вернее, гигантский проект национальной электронной библиотеки, аналогов в мире не имеющий. Если он будет реализован, то это будет уникальное явление в мировой культуре. Это проект, рассчитанный на десятилетия.

Конечно, это создание интернет-порталов "культура.ру", история России, уже сегодня 10 миллионов подписчиков, 10-миллионая аудитория. Развивается внутренний туризм и не только по традиционным маршрутам – Москва, Петербург, "Золотое кольцо", в эту работу включились и регионы, которые раньше этим не очень занимались.

Если оценивать культуру, исходя из конституционных обязанностей государства, а в Конституции у нас прописано право граждан на доступ к культурным ценностям и на участие в культурной жизни, то мы ещё очень далеки от цели.

Счётная палата, Александр Васильевич Филипенко упомянул, что были проделаны очень серьёзные исследования о доступности учреждений культуры на территории Российской Федерации. Этот отчёт мы внимательно изучили, и выясняется: в 46 субъектах отмечено снижение расходов на культуру до 30% и это, как показывает статистика, не связано с общей бюджетной обеспеченностью.

Например, в Кировской и Оренбургской областях финансирование сократилось, более чем на 30%, при этом в Пермском крае при схожих условиях по плотности и численности населения и похожих климатических условиях расходы увеличились на 11,3 %. Сегодня правильно отмечали наши коллеги, доступность услуг должна быть обеспечена не только для жителей областных центров. Исходя из норм статей 7 и 14 Градостроительного кодекса, региональные власти должны были предусмотреть размещение учреждений культуры в схеме территориального планирования и отразить это размещение согласно пункту 14 в виде карт для того, чтобы мы посмотрели, где у нас густо, а где у нас пусто. Этого, практически, не сделано. 7 регионов из 85 провели эту работу. 41 регион сделал это, но сделал из рук вон плохо, в 20 не проводится вообще.

Вместо этого идёт массовое закрытие учреждений культуры в сельских малонаселённых пунктах, что приводит к дальнейшему оттоку из них жителей. И нам представляется, что это совсем не энтропия, как сказал Шаргунов, это системная ошибка, это парадигма, которая используется вообще в социальной сфере. Деньги идут за человеком, чем меньше людей, тем меньше денег. Но чем меньше денег, тем ещё меньше людей. Люди уезжают из этих мест, они не хотят жить в местах, где нет социального обеспечения. И в результате мы с вами получим Москву, Петербург и вокруг пустыню.

Я отдельно хочу сказать об объектах культурного наследия и их защите. Согласно принятому нами закону в 65 субъектах Российской Федерации уже созданы отдельные органы охраны памятников, не наделённые никакими другими полномочиями. А вот федеральный центральный орган у нас уничтожен. Росохранкультуры сегодня нет, эти полномочия полностью осуществляет министерство в своих департаментах. Оно само определяет, что реставрируем, разыгрывает конкурсы, выигрывает, осуществляет работы, само у себя принимает и само себя контролирует, и это очень коррупциогенная ситуация. Поэтому мы предлагаем возродить федеральную службу или как федеральное агентство, аналогичное Росохранкультуре.

И вообще, о координации межведомственной мы говорили здесь много раз. Я думаю, что у меня ещё будет повод поговорить на эту тему. Спасибо.

 

 

Источник: СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ