Елена Драпеко: "В Азербайджане растет целый сад моих оливковых деревьев"

Новости18 января 20170
Заместитель председателя комитета по культуре Госдумы РФ, заслуженная артистка РСФСР Елена Драпеко поделилась с «Москва-Баку» историям путешествий по Советскому Востоку и впечатлениями от местных традиций.
Елена Драпеко: "В Азербайджане растет целый сад моих оливковых деревьев"

- Вы много ездили по Советскому Союзу в составе съемочных групп, различных делегаций от кинематографа, участвовали в Днях кино, которые проводились в столицах союзных республик. 

- Да, я хорошо знала весь Советский Союз. Вместе со своими фильмами объехала практически все его республики, мне довелось даже сниматься в Таджикистане и Казахстане. Было очень интересно знакомиться с бытом и народами этих тогда еще республик СССР. Мне нравится традиционная восточная культура: в ней многое устроено очень разумно.

Возьмем семейные отношения. У нас существуют легенды о семьях на Востоке, якобы женщины там не имеют права голоса. Посмотрев поближе на эти традиционные семьи, я поняла, что там все устроено гораздо сложнее и мудрее. У женщин есть целый ряд прав, которыми она пользуется. 

Обычай закрывать лицо при местном климате обоснован. Когда я снималась в пустыне Каракумы поняла это на собственном опыте. Там дует такой ветер с частицами песка, что если лицо не закрыть, то от него ничего не останется. Мне подарили красивый платок, я с удовольствием в него заворачивалась во время этих песчаных бурь. 

- Вы упомянули о съемках в Таджикистане и Казахстане, а довелось ли поработать в Азербайджане? 

- Не могу вспомнить точное количество моих поездок в Азербайджан – так много их было. Успела оценить и полюбить кубинские яблоки, есть там такой город - Куба, который славится вкуснейшими яблоками. Думаю, что в Азербайджане уже вырос целый сад моих оливковых деревьев. Так получилось, что почти в каждый свой приезд сажала оливковое дерево, причем в разных местах страны. Я надеюсь, что все оливы живы. Существовала такая традиция - кинематографисты высаживали свое дерево. 

Помню такой эпизод, связанный с Баку. Съемочная группа приехала доснимать летние натуры. Стоял конец октября, в Москве выпал первый снег. По мнению режиссера, только в Баку можно было в это время года снять что-то связанное с летом. Мы приехали, но не учли, что Баку - город ветров. Да, нас не обманули, там было достаточно тепло, но при этом дул такой сильный ветер, что волосы от него буквально стояли дыбом. По роли я должна была все время находиться «в прическе». Так вот, моя прическа никаким образом не держалась. Чтобы хоть как-то уберечь нас от ветра трейлеры выстроили специальным образом и в этом «кольце» из машин мы снимались. 

При температуре плюс десять градусов нам с партнером предстояло сыграть любовную сцену в южном городе. Оба в тоненьких белых брючках, мы постоянно мерзли. Режиссер ставил меня ему в пример: «Посмотри, Лена не синеет, почему ты синеешь?» А я отходила за трейлер и хлопала себя по щекам, чтобы быть розовой. 

Второй эпизод снимался на пляже – нужно было изображать загорающих и изнывающих от жары людей. Артисты делали вид, что им очень жарко, зато в перерывах, дрожа, они прикрывались от холодного ветра всем, что попадалось под руки. Мы сняли эти сцены с большим трудом. Зрители, конечно, ни о чем не догадывались, по их мнению, мы умирали там от зноя.

- При нынешней своей работе в должности заместителя председателя комитета по культуре Госдумы РФ вы приезжали в Баку?

- Последний раз была там три года назад вместе с делегацией Межпарламентской ассамблеи стран СНГ по приглашению Милли Меджлиса. У нас в Баку проходило выездное заседание. Кроме работы нам удалось осмотреть город. Баку за эти годы необыкновенно похорошел. Гуляли по историческому заповеднику, обедали в старинном кафе. 

Мне в Азербайджане настолько понравилось, что я подумала, почему не езжу сюда отдыхать? Здесь есть абсолютно все для прекрасного отдыха. Пока было спокойно, я возила маленькую внучку на море в Турцию. Было бы неплохо переключиться на отдых в Азербайджане. 

- Довелось ли вам общаться на съемочной площадке с такими известными актерами с Кавказа как Вахтанг Кикабидзе, Полад БюльБюль оглы, Фрунзик Мкртчан? В те годы, когда вы активно снимались, они были мега популярны.

- С Фрунзиком Мкртчяном мы работали вместе в комедии «Одиноким предоставляется общежитие». Умница, воспитанный, к женщинам нежно расположенный. И при этом, как не странно, очень застенчивый. Эпизод из фильма – наш с ним диалог «ушел в народ», мне его часто вспоминают и цитируют. Восточный муж, которого играет Фрунзик, ругает блондинку-жену, то есть меня: «Совсем не умеет готовить. Днем яичница, вечером яичница, а ночью… омлет».  

Автор сценария Аркадий Инин сказал мне как-то: «Драпеко, как ты мне надоела! Вот уже десятилетие, каждый творческий вечер смотрю на тебя в этом эпизоде, зрителям он нравится».

- У вас очень богатая фильмография: вы снялись более чем в 60 фильмах. Какие картины вы вспоминаете чаще? 

- Я очень люблю «Вечный зов». Один из первых сериалов в нашей стране, он состоит из девятнадцати серий. Снимался много лет, с проработкой второго и третьего планов. 

Его режиссёры - замечательные Краснопольский и Усков. Я им так благодарна за то, что многому научили, дали возможность общаться с прекрасными актерами. Снялась в двух комедиях Юрия Мамина: «Горько!» и «Окно в Париж». Он написал продолжение «Окна в Париж», хотел приступить к съемкам второй серии, но… не сложилось из-за финансовых проблем, денег на постановку не нашлось. Обидно, прочитав сценарий, я просто заболела этой ролью по которой моя героиня - завуч средней школы становится губернатором Санкт-Петербурга. Мне так захотелось сыграть Валентину Ивановну Матвиенко, что я даже ей об этом рассказала (Улыбается.)

- Удается ли при вашей нынешней работе находить время для съемок в кино?

- Последний раз это было в 2015 году в детективе под названием «Шаманка». Меня пригласили на роль мамы главной героини, и я с удовольствием в нем снялась. Современные технологии позволяют снимать очень быстро: буквально за два дня сняли четыре серии, где были эпизоды с моим участием. Уложилась в каникулы.

- Если сравнивать кино прошлого и настоящего, современные технологии не идут в ущерб качеству фильма?

- Это зависит от режиссера. Есть фильмы, в которых, несмотря на все технологии, прорабатывается каждый миллиметр актёрской игры. А есть такие руководители съемочного процесса, кому все равно – лишь бы сюжет двигался. Дело в таланте и стараниях всей съемочной группы. 

Автор: Наталья Саляхова

Источник: Москва-Баку