КП: "Можно ли считать, что сегодняшние проблемы культурной жизни в стране - результат коммерциализации?"

Новости4 августа 20160
Елена Драпеко на Радио "Комсомольская Правда"
КП: "Можно ли считать, что сегодняшние проблемы культурной жизни в стране - результат коммерциализации?"

Радио «Комсомольская правда» ТЕМА ДНЯ с Иваном Панкиным. Полный текст интервью

Иван Панкин: Можно ли считать, что сегодняшние проблемы культурной жизни в стране - результат коммерциализации? На связи с нами Елена Драпеко - первый заместитель председателя Комитета ГД по культуре, заслуженная актриса России. Елена Григорьевна?

Елена Драпеко: Добрый день.

Иван Панкин: Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, так есть ли проблемы в культурной жизни из-за того, что все стремяться заработать денег сейчас?

Елена Драпеко: Вопрос не в том сколько денег, а в том кто их делит, и в чьих интересах. Культуру всегда патронировало государство, во всяком случае, в Российской Империи, в Советском союзе и в России. И это правильно, потому что есть такие отрасли культуры, которые окупить себя не могут –симфоническая музыка, театральное искусство – в этом плане убыточные отрасли.

Иван Панкин: Хоры разнообразные.

Елена Драпеко: Да, хоры –  то, что называется сохранение культурного наследия. Вот на это  государство тратит деньги и правильно делает. Но вот вопрос качества, того что производим мы на эти деньги. Мы столкнулись с вами с тем, что увеличилось количество финансируемых фильмов из государственного бюджета, а вот скачка роста качественных фильмов пока не произошло.
Это связано с тем кто выбирает сценарии,  т. е. с коллегиями, это связано и с теми кто творит, с творцами.  Сегодня в активный возраст вошло поколение восьмидесятых-девяностых годов. Это люди, которые воспитывались на сломе исторических этапов, когда произошло обрушение всей системы ценностей, вот поэтому у нас есть проблема.

Иван Панкин: Елена Григорьевна,  Вы сказали, что тратится денег больше сейчас на российское кино, но надо заметить, что не настолько много как, например, в Голливуде. Там совсем другие бюджеты у кино, и поэтому на них весь мир ходит.

Елена Драпеко: Наоборот. Вы знаете, тут взаимосвязаны вещи. Они потому и тратят много, что у них в руках не только производство фильмов, но и прокат фильмов.  Все прокатные американские компании они во всём мире протянули свои щупальца, и у нас в России тоже. Они захватили наш экран, и сегодня проблема российского кино - попасть на российские экраны. Ну, например, знаменитый «Каро фильм» - это не российская  компания.  У нас нет российской прокатной компании крупной. А они, конечно,  заинтересованы в продвижении своего продукта на наш рынок, точно также как это происходит с сетями продовольственными иностранными. Они строит магазины специально, чтобы там продавать свои товары, поэтому сегодня мы ставим вопрос о том, что нам нужны экраны, нам нужно иметь где показывать российское кино. Нам надо строить кинотеатры в городах с населением меньше 500.000 жителей, там сегодня вообще никакого кино, нет на селе никакого кино, нет в посёлках никакого кино! Я имею в виду - экранов нет, и от этого у нас деньги затраченые на производство не возвращаются обратно.

 Иван Панкин: Так нужно какие-то ДК строить или Вы имеете ввиду просто количество кинотеатров коммерческих увеличить?

Елена Драпеко: Неважно. Они могут быть коммерческие, они могут быть принадлежащие другим формам собственности, это неважно. Главное, чтобы они были. А у нас их сегодня явный недостаток, об этом знают все, об этом говорили на всех наших совещаниях, собраниях. Министерство культуры запорашивало даже специально деньги под гарантию государственного банка для строительства такой сети кинотеатров. Этим хотел заниматься Фёдор Бондарчук, так ему не дали гарантию государственную! Поэтому эта программа у нас не пошла, хотя она была утверждена на государственном совете и одобрена президентом Российской Федерации.  То есть у нас проблема не в производстве  кино, а в его прокате.

Иван Панкин: Это понятно, а что касается ну, например, театров или музеев?  Их деньги убивают или делают сильнее? Смотрите что происходит на выставке Айвазовского или Серова…

Елена Драпеко: Это зависит от политики музея. Вы правильно сказали, что народ наш тянется к высокому,  тянется к культуре, и поэтому классическое искусство сегодня востребовано. Потому что какое-то время оно у нас была запущено. И хочу сказать, что на ночь музеев у нас музеи  заполнены, и в театрах у нас люди сидят.

Иван Панкин: И интерес, и качество растёт я правильно Вас понимаю?

Елена Драпеко: Да-да-да, интерес и качество растёт, мы выходим из этой проблемы ценностней. Народ сам восстанавливает систему ценностей. Нам вот все Гельман и его коллеги предлагали вот такой постмодернизм в качестве основного мэйнстрима нашего российского искусства. Население его не приняло, оно должно существовать и мы должны поддерживать такие течения, но они не должно быть  главным в нашей жизни.
Иван Панкин: Елена Григорьевна, я знаю что например, только МХАТ имени Чехова сейчас один из самых окупаемых театров и то не до конца, а что уж говорить про другие театры? А их едва ли не за две сотни и это только театров, я имею в виду.Вот как с этим бороться?? Сделать театры бесплатными?

Елена Драпеко: Нет, зачем? Обязательно должны быть платными, потому что должен быть отбор  зрителя. Те,  кто действительно захочет пойти, они купят билет, а если вы будете бесплатно билеты раздавать, то у вас будут пустые залы.

Иван Панкин: Ну, надо вспомнить сколько стоят билеты в МХАТ имени Чехова. Очень дорого.

Елена Драпеко: Да, но он у нас единственный такой театр, МХАТ имени Чехова. Есть ещё МХАТ имени Горького.

Иван Панкин: Знаю, что поблизости стоит он.

Елена Драпеко: Там спектакли намного дешевле и спектакли ничуть не хуже, здесь только вопрос брэнда. Брендовые вещи они всегда дороже, хотя может быть сделаны из того же сырья.

Иван Панкин: Спасибо большое, Елена Григорьевна.

 Полное интервью слушайте: http://www.spb.kp.ru/radio/26564/3579845/